Уважаемые родители, знаете ли Вы о внедрении новой федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательную практику? (с полным вариантом анкеты Вы можете познакомиться в разделе "Обратная связь")
Да
Нет
архив опросов

Роль книги в речевом развитии детей

Книга для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Но любовь к книге, умение использовать в жизнь полученные из нее знания не приходят к ребенку сами по себе. В дошкольные годы ребенок – активный слушатель, и его путь к книге лежит через взрослых.

В дошкольном возрасте ребенок более всего зависит от своего ближайшего окружения, от семьи.

Дети в возрасте от 8 месяцев до 2-2,5 лет могут слушать чтение 5-15 минут, в возрасте от 2,5 до 3 лет, как правило, 30 минут и более.

Некоторым детям при знакомстве с книгой неважно видеть картинки, важно слушать текст. В один – полтора года для детей актуальны «дидактические» книги – собрание картинок с подписями и без них, где рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное с взрослым или самостоятельное, - особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка. Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книгах, это должны быть предметы, используемые в быту и жизни ребенка. Из таких тематических книг ребенком легко усваивается множество видовых понятий, например, о цветах, овощах, фруктах, животных и птиц.  К книгам можно добавить и разрезные картинки, которые дети  любят узнавать, называть, сопоставлять.

К двум годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг, например: жили-были, долго и счастливо, по усам текло и т.д. В этом возрасте дети нередко помнят множество стихов и вставляют подходящие рифмы во время пауз при прочтении.

Пятый год жизни очень благоприятный для развития языкового чутья, но для этого взрослому нужно при чтении выделить яркие в образном отношении слова и фразы. При этом нужно помнить, что слова войдут в речь ребенка, если у него будет возможность проговорить их. После прочтения можно ответить на вопросы по тексту, выделить главное или интересное.

Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев, обсуждать их поступки.

В сказках, например: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героев выпадают большие испытания;  действуют фантастические персонажи.

Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний.

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием проявляет творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

    добавить в название хорошо знакомой сказки еще одного героя. Например, «Три поросенка, волк и Колобок»;

    предложить ребенку придумать новую концовку сказки;

  предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;

    написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

    придумать сказку по опорным словам или мнемотаблице и т.д.

Заинтересует ребенка составление альбома детских рассказов. Можно дать ему интересное название, предложить нарисовать к каждому рассказу иллюстрации.

Или придумать свою историю/летопись в виде альбома, состоящего из семейных фотографий с описанием событий, изображенных на них. Такой вид деятельности будет способствовать не только развитию творческих способностей у ребенка, но и укреплению детско-родительских отношений.

Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает огромное влияние на умственное и речевое  развитие. Каждому взрослому необходимо поставить перед собой задачу научить детей беречь книгу, любить книгу.  Ведь в игре ребенок познает этот мир!

И помните,  Ваш малыш самый замечательный!

 

Страничку вели:

Бычкова Анастасия Алексеевна (детский сад  № 18)

Зверкова Ольга Валерьевна, учитель-логопед первой квалификационной категории (детский сад  № 34/99)

Лозовская  Светлана Львовна, учитель-логопед первой квалификационной категории (детский сад  № 177)

Шешукова Анастасия Николаевна, учитель-логопед (детский сад  № 38)

Шульгина Наталья  Аркадьевна, учитель-логопед первой квалификационной категории (детский сад  № 168)

 

Обратная связь (вопросы логопеду)

На Ваши вопросы готова ответить: Солодова Марина Сергеевна, учитель-логопед высшей категории (детский сад  №188)

Адрес электронной почты: marillo4ka-2@mail.ru